Мастер-класс Делаем брошь-значок из бронзовой глины

Изготовление фигурки «Крокодил Луи» из бронзовой глины. Часть 1. Формообразование

Сегодня я расскажу вам, как делал конкурсную работу на только что прошедший в Англии 16-й международный конкурс по металлическим глинам Metal Clay Europe 16. Этот опыт покажет вам, как получить из простых материалов и без сложных инструментов достаточно сложную и деталированную работу в металле. Специфических навыков тут не требуется, все шаги я постараюсь описать подробно.

Кто не знает про металлические глины, посмотрите один из моих предыдущих мастер-классов, он находится тут. Заодно в том мастер-классе показано, как готовится глина к работе.

Мы все любим мультфильмы Диснея. И я — не исключение! 49-м по счету стал мультфильм, выполненный в классической «рисованной» технике, «Принцесса и Лягушка». Так вот в нем было много волшебства, магии, интриг и любви, юмора и. музыки!

И один из самых колоритных персонажей — крокодил Луи, который очень недурно играл джаз на маленькой трубе и мечтал, что он рванет в Новый Орлеан и всего добьется сам!
Ёлочная игрушка, полая внутри, имеет подвес, а также, глаза из нашего любимого камня наноситал в огранке Шар. Материал — Goldie Bronze Mid и восковая патина.

Нам понадобится для работы:

  • Металлическая глина (около 50 грамм);
  • Выгораемая основа (папье-маше или деревянная глина) и зубочистки;
  • Пару моделировочных стеков;
  • Дистиллированная вода, кисти и салфетки;
  • Сушильный аппарат (блинница, фен, подогреватель чашек и тому подобное) и тефлоновые маты;
  • Наноситалы (шары для глаз, выдерживающие нагрев);
  • Бормашина с насадками;
  • Абразивные шкурки, надфили.

1. Первая стадия работы над нашей фигуркой заключается в том, чтобы сделать основу, на которой она будет строиться. Нам в этом помогают любые органические материалы способные сгореть при обжиге глины. Например, папье-маше или деревянная глина из опилок. Мы делаем грубую заготовку и просушиваем ее.

После просушивания наносим в несколько слоев материал для создания туловища будущего кроко.

2. После того, как сделана основа и она просыхает, мы принимаемся за изготовление деталей. Конено, начинаем с головы, которая лепится руками из кусочка глины, намечается нос, пасть, глазницы.

3. Помимо крупных деталей у нас кроко-музыкант, и он обязан иметь инструмент. Это труба для того, чтобы играть джаз! Делаем трубу из кусочков — прокатанных колбасок и отформованных мелких деталей трубы.

4. Когда туловище и голова поженились, можно приступать к очередным крупным деталям — лапам, хвосту. Они лепятся вручную и приклеиваются как и голова — на разбавленную глину, пасту. Сразу придаем частям тела изгибы, наклон. Все стыки тщательно промазываются, чтобы не было щелей и трещин.

5. После скрепления каждой детали и основания — надо просушивать все изделие целиком, чтобы от пасты не накапливалась влага, и изделие не стало мягким. После просушки мы приступаем к обтачиванию головы, лап и хвоста. Обтачиваем шкурками, надфилями, постепенно начинаем использовать бормашину и ее абразивные насадки.

6. Как уже было сказано, основа у изделия должна быть просушена. Но в спешке изготовления конкурсной работы я принял решение вытащить весь выгораемый объем материала до обжига, чтобы просушка работы и ее обжиг были более быстрыми. И не прогадал! Как оказалось, деревянная глина вобрала в себя очень много воды и даже после ночи сушки не высохла и оставалась мокрой и рыхлой. Поэтому через отверстие в нижней части кроко я вынул всю внутрянку (на фото выше — на заднем плане).

7. После всех основных операций с формообразованием, начинаем вгрызаться в тело модели и делать детали — пальца на лапах, складки пуза, брови и прочие детали. Например, отдельно хочется сказать о гребнях на спине — тут сборка из отдельно слепленных, просушенных деталей.

8. Теперь, когда все детали на месте, пора прикрепить трубу и начать просушку перед обжигом. Для такой сушки я решил использовать муфельную печь на 70-80 градусах. Последние детали требовали абсолютно сухой фигуры.

9. На этой стадии делались клыки, когти и прочие мелкие детали. Это правильно — идти от общего к частному. Были закреплены глаза-шары, проделана работа по текстурированию кожи.

Мастер-класс: Делаем брошь-значок из бронзовой глины

Продолжение под катом.

Материалы и инструменты:

1). полимерная глина (запекаемая) она же термопластика. Я взяла черный и
коричневый (шоколадный) цвета, но вы можете использовать любые цвета по своему
усмотрению.

2). гель (жидкая пластика)

3). акриловая краска (голубая)

4). масляная краска «умбра жженая»

5). лак для полимерной глины (Fimo, Cernit)

6). металлический пигмент (пудра) цвета «бронза»

7). краска Pebeo Fantasy Prisme цвета Chestnut.

9). экструдер для полимерной глины

10). нож макетный

11). нож канцелярский

12). текстурный лист

13). фольга алюминиевая пищевая

14). небольшой кусочек креповой бумаги

15). маленькая часовая отвертка

16). кисть синтетика плоская

17). кисть щетина

18). наждачная бумага

19). клей Супер-Момент гель

20). дрель (шуруповерт), сверло 0,8-1 мм

DIY: Бохо-брошь из полимерной глины / Мастер класс / Polymer clay Tutorial / BOHO

21). духовка или электрическая печь

22). инструменты для сборки — плоскогубцы, круглогубцы, кусачки

23). фурнитура для сборки — шнур, цепь, колечки, бижутерные булавки, концевики.

Итак, приступим.
Раскатываем пласт коричневой глины толщиной примерно 3 мм.

Прикладываем к пласту текстуру и тщательно прижимаем ее по всей поверхности.

Можно аккуратно прикатать текстуру скалкой или, если текстурный лист небольшой, пропустить пласт с текстурой через паста-машину. Если текстура прилипает к глине, то перед использованием можно слегка увлажнить ее водой или посыпать тальком.

Иногда мне удобнее прижимать текстуру к пласту твердым предметом. Например, ложкой.

Снимаем текстуру и видим, что на глине у нас получился четкий отпечаток.

Мастер-класс: Ретро-брошь «Одри» из полимерной глины FIMO/polymer clay tutorial

Макетным ножом вырезаем форму будущего кулона. Я сделала шаблон, начертив циркулем круг на бумаге и вырезав его ножницами.

Отправляем заготовку запекаться на 15-20 минут при температуре, рекомендованной производителем полимерной глины.

Смешиваем белую и голубую акриловые краски до получения желаемого оттенка голубого. Если краска слишком густая, то можно слегка развести ее водой. Тщательно прокрашиваем всю заготовку, не оставляя неокрашенных участков. При
необходимости можно нанести краску в два слоя.

Оставляем заготовку основного элемента сохнуть, а пока займемся верхней планкой. Из глины черного цвета формируем цилиндр, раскатывая его сначала между ладонями, а потом придавая окончательную форму кончиками пальцев.

Оборачиваем заготовку креповой бумагой.

Аккуратно прижимаем креповую бумагу по всей поверхности заготовки, придавая ей текстуру.

Разворачиваем бумагу и видим, что наша «палочка» приобрела красивую текстуру. Если на ней остались нетекстурированные участки, то повторяем операцию.

Текстурируем торцы планки зубочисткой.

Изгибаем планку, делая из нее дугу и отправляем запекаться.
Запекать ее можно, положив на кусочек той же креповой бумаги, чтобы не повредить текстуру.

Тем временем наша основная заготовка высохла. Нужно стереть излишки краски со всех выступающих частей текстуры. Можно сделать это разными способами. Например, при помощи влажной ткани или ткани, смоченной в спирте. Но мой любимый способ —
это сошкуривание краски.
Для этого я использую автомобильоную наждачную бумагу зернистостью 800-1000. Лучше всего проводить эту операцию в мокром виде, периодически окуная заготовку и наждачную бумагу в емкость с водой.

Заодно можно пройтись наждачной бумагой по краям кулона, слегка скругляя их.

Отшлифованную и высохшую заготовку смазываем тонким слоем геля (жидкой пластики).

Мастер-класс: Брошь «Мак» из полимерной глины FIMO/polymer clay tutorial

Небольшой кусочек черной пластики выдавливаем через экструдер, используя насадку с круглыми отверстиями диаметром 1,5 мм.

Расплющиваем получившиеся жгутики, прокатывая их на паста-машине.

Приступаем к выкладыванию лабиринта. Начинаем с внутреннего круга. Выкладываем полосочку пластики вокруг центра.

Лишнее обрезаем макетным ножом.

Соединяем колечко, приглаживая стык зубочисткой или другим инструментом.

Текстурируем колечко жесткой кистью, заодно прижимая его к поверхности.

Таким же образом выкладываем второе кольцо, отступив от первого несколько миллиметров.

Брошь губы из полимерной глины

Следим, чтобы колечки были ровными. При необходимости подправляем форму зубочисткой или другим инструментом.

Каждое колечко текстурируем кистью.

Выкладываем третье кольцо.

И тоже его текстурируем.

Продолжаем выкладывать и текстурировать кольца, пока не достигнем нужного их количества (в данном случае шести).

И вот, все шесть колец готовы. Приступаем к перемычкам.

Отрезаем от полосочки отрезок, равный расстоянию между кругами и помещаем его между первым и вторым от центра кругом.

Приглаживаем стыки краешком ножа или любым другим инструментом.

Таким же образом выкладывам отрезок между вторым и третьим кругом.

Так выкладываем четыре луча от центра, соединяя перемычками первый и второй, второй и третий, третий и четвертый, четвертый и пятый круги. При этом два луча должны образовывать вертикальную линию, а два — горизонтальную (перпендикуляр).

Теперь добавляем диагональные лучи, соединяя круги со второго по шестой.

Текстурируем перемычки и поправляем рисунок, если нужно.

Начинаем формировать «входы» и «выходы».
Сначала вырезаем вход в самое сердце лабиринта рядом с вертикальной перемычкой.

Над ним вырезаем еще один проход во втором круге.

Затем еще один в четвертом круге.

Повторяем операцию с другой стороны перемычки для второго и четвертого кругов.
Такие же операции проделываем со всеми вертикальными и горизонтальными линиями.

С диагоналями поступаем аналогично, но делаем промежутки в третьем и пятом круге.
И, конечно, не забываем сделать один вход внизу шестого круга.

Теперь нам нужно «позолотить» наш лабиринт.
Для этого я набираю небольшое количество бронзовой пудры прямо на палец.

И начинаю аккуратно наносить пудру на лабиринт. Для этих целей можно воспользоваться маленькой кисточкой, но тогда эффект будет несколько другой. Кисть покроет как выпуклые части текстуры, так и углубления, а при нанесении пудры пальцем мы покрываем только выпуклые части. Так наш лабиринт буд выглядеть более «древним».

Добившись нужной степени покрытия, снова запекаем заготовку 15-20 минут.

А тем временем займемся планкой.
Раскатываем черную пластику до толщины 1 мм или даже меньше и вырезаем из нее две одинаковых по ширине полосочки.

Оборачиваем полосочку вокруг планки недалеко от края.

Лишнее обрезаем ножом.

Мастер-класс: Конвертик с лавандой из полимерной глины FIMO/polymer clay tutorial

Сглаживаем стык любым удобным инструментом (у меня стеклянная палочка из аптеки).

Приглаживаем накладку пальцами, скругляя края.

То же самое проделываем с другой стороны. Получаем вот такую заготовку.

Наносим на накладки бронзовую пудру.

Запекаем в течение 20-30 минут.

Снова раскатываем пласт коричневой пластики толщиной 1-1,5 мм.

Зимние Брошки DIY Значки Своими Руками Winter Brooches Tutorial Полимерная Глина Мастер-Класс

Накладываем на пласт кусочек мятой фольги и тщательно приглаживаем, текстурируя пласт.

Если после снятия фольги мы видим, что текстура недостаточно рельефна, повторяем операцию.

Запеченную круглую заготовку смазываем тонким слоем геля.

И прикладываем к обратной (нетекстурированной) части пласта.

Сверху вырезаем полоску для будущего крепления.

Остальную часть вырезаем по контуру заготовки.

Вот что у нас получилось.

Заворачиваем полосу к кулону, формируя петельку.

Маленькой отверткой делаем «строчку» в месте соединения края полосы с основным пластом.

Этой же отверткой делаем «строчку» по краю обратной стороны кулона.

Небольшое количество коричневой пластики выдавливаем экструдером, используя насадку с круглым отверстием диаметром около 3 мм.

Получившийся жгут расплющиваем на паста-машине и текстурируем фольгой.

Торцы кулона смазываем жидкой пластикой.

Оборачиваем текстурированную ленту вокруг кулона, формируя бортик.

Отверткой формируем «строчку» на бортике кулона.

В последний раз запекаем кулон в течение 20-30 минут.

Пока основная заготовка запекается, покрываем «металлические» части планки 1-2 слоями лака.

Краску Pebeo Fantasy Prisme очень тщательно размешиваем.

Запеченный и остывший кулон покрываем не толстым слоем краски Pebeo Fantasy Prisme. Стараемся не задевать бортики и крепление.

Оставляем кулон сушиться. Полное высыхание красок Pebeo Fantasy Prisme происходит за 72 часа, но т.к. слой краски у нас тонкий, то работать с заготовкой можно уже через сутки.

После высыхания краски тонируем заднюю сторону, крепление и бортики кулона. Для этого покрываем их масляной краской цвета «умбра жженая».

Этой же краской покрываем планку, не задевая «металлические» части.

Стираем краску сухой тканью или салфеткой, чтобы она осталась только в углублениях текстуры.

Приступаем к сборке.
При помощи шуруповерта и сверла 0,8-1 мм просверливаем отверстия в планке глубиной 5-7 мм (не просверливая планку насквозь).
Два отверстия делаем сверху на «металлических» частях.

И еще два снизу, отступив от накладки 1,5-2 см.

Вот что у нас получилось.

Кусачками отрезаем кусочек бижутерной булавки на расстоянии 5-7 мм от ушка.

Делаем кусачками насечки для лучшего сцепления с клеем.

При необходимости выравниваем булавку плоскогубцами. Обязательно примеряем булавку к отверстию перед вклейкой. Если нужно, еще немного подрезаем.

Смазываем булавку небольшим количеством клея Супер-момент гель и вставляем в отверстие в планке.

Если капелька клея выступила на поверхнось, тут же осторожно убираем ее зубочисткой (не размазывая).

Выбираем основу для броши своими руками

На конце бижутерной булавки круглогубцами формируем ушко такого размера, чтобы оно не проходило в отверстие на кулоне.

Мастер-класс: Брошь Дракоша из полимерной глины FIMO/polymer clay tutorial

Вставляем булавку в отверстие и обрезаем на расстояниии 7-8 мм от края кулона.

Загибаем булавку с другой стороны, формируя еще одно ушко.

Вот что у нас получилось.

Отрезаем от цепочки два отрезка по 7 или 9 звеньев. Разжимаем одно их звеньев круглогубцами.

Плотно зажимаем звено плоскогубцами вокруг ушка кулона. То же самое повторяем с другой стороны.

Открываем петельки на планке.

Вставляем в петельки второй конец цепочки и закрываем.

Отрезаем еще четыре одинаковых отрезка цепочки нужной нам длины (у меня получилось по 17 звеньев).

Продеваем в него два отрезка цепочки и закрываем.

Продеваем колечко в открытую петельку на планке и закрываем петельку.

Отрезаем 8 одинаковых отрезков шнура нужной длинны (у меня получилось 12 см).

Оборачиваем конец бижутерной булавки вокруг шнуров.

Плотно зажимаем его плоскогубцами.

БРОШЬ НА ВОРОТНИК : ПОЛИМЕРНАЯ ГЛИНА : МАСТЕР-КЛАСС : POLYMER CLAY TUTORIAL DIY

Делаем еще несколько витков вокруг шнуров. Каждый виток зажимаем.

Конец булавки отгибаем вверх.

Мастер-класс: Пуговки с филигранью из полимерной глины FIMO/polymer clay tutorial

Продеваем конец булавки в концевик (конус), нанизываем на него бусину и откусываем на растоянии 7-8 мм от бусины.
Процесс изготовления бусин я не снимала — это просто шарики из черной пластики, слегка текстурированные креповой бумагой.

Круглогубцами формируем петельку.

Открываем еще одно колечко, продеваем в него петельку от шнура и застежку и закрываем. То же самое делаем с другой стороны.

И вот наш кулон готов! Любуемся результатом.

master_klass

Мастер-класс

каждый из нас – Мастер

Мак из полимерной глины. Фото мастер-класс.

Этот цветок полностью сделан из китайской полимерной глины. Я уже писала отзывы про этот материал в нашей группе в контакте. Напомню еще раз для тех, кто лепит впервые. Сама по себе китайская глина обычно более мягкая, чем другие. Поэтому перед работой требует некоторой подготовки. За день до лепки ее нужно раскатать на белом листе бумаги, чтобы вышел лишний пластификатор, иначе она слишком мягкая. Эта глина смешивается с другими видами глин, запекается при 120-125 градусах. Остается гибкой после запекания, поэтому хороша для цветов. Сегодня я покажу, какой из этой глины у меня получился мак.

Для работы нужна полимерная глина черного и красного цвета, тени или перлекс для тонировки, зубочистки, формочки овал и круг (но можно и без них), тычинки.

Начнем с серединки. Сделаем для нее самодельный молд. Я скатала небольшой шарик, приплюснула его и нанесла узор двумя металлическими бусинами.

можно просто сделать рисунок зубочисткой, шариками, шапочкой для бусин и т.д. Запекаем молд. Теперь мы можем сделать много цветов с красивыми серединками)

Для серединки я кусочком черной глины делаю оттиск, срезаю ножом на весу излишки глины, тонирую его бронзовой пудрой. Тонировку делаю пальцем, чтоб окрасить только выпуклые части. Если распушить пудру кисточкой, то окрасятся и промежутки:

Теперь займемся тычинками. Для этого я делаю тоненькую лепешечку глины, укладываю на нее несколько тычинок, затем тоненьким кусочком глины прикрываю тычинки и приклеиваю еще.

Добавляю до нужного объема, стараюсь, чтоб лепешечка не расползалась больше красивой серединки. При необходимости придвигаю глину зубочисткой. Прикрепляю сверху декоративную часть и отправляю запекаться:

Для лепестков мне нужны три овала и один кружок. Я вырезала их формочкой. Если формочки нет, то сформируйте из просто пальцами примерно такого размера. Важно. Не делайте их слишком тонкими. Если лепесток тонкий, то цветок будет как лепешка. А для каркаса нужна толщина. Это мое личное мнение и касается именно запекаемой глины. В самозастывайках другие правила, там именно раскатывают каждый лепесток до тонкого состояния.

Теперь намечаем направления движения зубочистки и начинаем раскатывать край. Овальные- веером, круглую- из центра по всему периметру. Важно. Катаем именно центром зубочистки, чтобы от кончика на глине не оставалось отверстий и чирочек.

Собрать цветок можно на разных основах. Например, на металлической рамке-коннекторе, запекать будем вместе с ней. Заполняем небольшим слоем глины и крепим сначала овальные лепестки, потом в центре круглый.

Лепести нужно крепить так, чтобы они немного были приподняты, продумывать заранее крепление, чтобы к петельке можно был доступ для инструмента. Когда будем крепить серединку, можно капнуть для верности в центр капельку геля. Если геля нет, то можно приклеить серединку и уже после запекания проверить, вынимается она или нет. Если она не прикрепилась, то можно приклеить ее суперклеем или капелькой эпоксидки.

Если у Вас нет рамочки для кулона или коннектора, то можно вживить крепление в глину. Например, вот вариант крепления для браслета на три нити. С обратной стороны делаем оттиск штампом, солью или наждачкой, потом переворачиваем, крепим металлические детали и сверху лепестки. Металлические детали обязательно закрепляем в глине петелькой внутри для надежности.

Кроме того, помним, что металлические детали не крепятся к полимерной глине. Например, вот такую брошку однозначно после запекания нужно вынуть с платформы и приклеить:

Лепестки и серединку можно сделать любого цвета. При желании лепестки можно тонировать тенями мягкой кисточкой.

Декор шкатулки полимерной глиной

В этом мастер-классе мы будем декорировать небольшую шкатулку с помощью полимерной глины. Мы научимся делать кабошоны с имитацией бирюзы и «инкрустируем» их в основу из пластики, которую дополним несложными, но красивыми узорами.

В такой шкатулке потом можно будет хранить небольшие драгоценности и украшения.

Для декорирования шкатулки полимерной глиной нам понадобятся следующие материалы:

• полимерная глина «Артефакт»: серебро, бронза и золото, голубой и серый;

• скалка, дотс, игла;

• острый нож, поролоновая губка, кисти.

Делаем кабошоны

Разминаем пластику до мягкого состояния. Вытягиваем голубую глину в трубочку, а серую раскатываем до одного миллиметра в толщину. Рвём на кусочки серую глину и обклеиваем ей колбаску. Оставляем пространство между кусочками!

Катаем трубочку по поверхности, вытягивая и сглаживая срезы.

Разрезаем трубочку на несколько равных частей и складываем их вместе.

Ещё раз разрезаем получившейся кейн. Складываем его вместе и нарезаем на тонкие срезы.

Стык в стык обклеиваем основу срезами и катаем бусину в ладонях, чтобы сгладить места срезов.

Формируем овальный кабошон. Заготавливаем необходимое количество таких камешков для дальнейшего декора.

Декорируем шкатулку полимерной глиной

Раскатываем серебряную глину толщиной в 2 мм.

Прикладываем крышку шкатулки к получившемуся полотну пластики и отпечатываем её границы.

Вырезаем форму по получившемуся контуру.

Размещаем основу на поверхности шкатулки и аккуратно обрезаем лишнюю пластику.

Раскатываем пластику разного цвета (серебро, бронза, золото) в тонкие ниточки.

Оборачиваем кабошоны ниточками бронзового цвета.

Плотно прижимаем пластику друг с другом и лезвием равномерно наносим рисунок по периметру нитей

Вторым кругом оборачиваем кабошоны золотым цветом пластики

Стеком с шариком (дотсом) так же придаем текстуру на поверхности нитей.

Нарезаем глину на маленькие части и формируем из них одинаковые капельки.

Точно так же катаем шарики одинакового размера.

Размещаем шарики на основе напротив маленьких кабошонов.

Добавляем капельки, прижимая их иглой у основания.

Крупный кабошон так же украшаем шариками, прижимая их по центру дотсом.

В центр крупных серебристых шариков вставляем глину бронзового цвета.

Центр шариков меньшего размера украшаем глиной золотого цвета.

Делаем обмотку мелких кабошонов нитями из серебристой глины .

Центральный кабошон украшаем кружевной дугой.

Далее снова добавляем серебристые шарики, прижимая их дотсом у основания.

Украшаем серединки золотой и бронзовой глиной.

Киты из полимерной глины. Мастер-класс

На верхних краях шкатулки выкладываем дотсом серебряные нити и формируем из них узоры-галочки.

Украшаем галочки кружевной дугой.

Снова добавляем шарики глины, прижимая их дотсом по центру.

Середины шариков украшаем глиной другого цвета.

Оставшиеся пустые места на поверхности заполняем теми же элементами, что использовались и в остальном рисунке.

Отправляем крышку шкатулки обжигаться в духовой шкаф при температуре 120°С по времени около 15 минут. Ждём остывания, снимаем с крышки и сажаем основу из глины на клей.

Боковые стенки шкатулки покрываем акриловой краской «Акрил-Арт» чёрного цвета. Сушим.

С помощью поролоновой губки декорируем чёрную поверхность серебряной краской «Деколор». Даём краске высохнуть. При желании для защиты от царапин и повреждений можно покрыть краску слоём акрилового матового лака. Внутреннюю часть шкатулки можно тоже покрасить, или оставить деревянную фактуру, это дело вкуса.

Наша шкатулка с декором из полимерной глины готова!

Мастер-класс предоставлен нашими партнерами — компанией «Артефакт».

Абашевская игрушка: мастер-класс по лепке

Абашевская игрушка – один из самых узнаваемых брендов Пензенской области. В год 80-летия региона предлагаем совершить небольшой экскурс в историю создания и развития этого народного промысла, а также научиться самостоятельно лепить знаменитые свистульки из глины.

Когда появилась абашевская игрушка?

С историей абашевской игрушки журналиста информагентства Анну Балашову познакомила специалист по экспозиционной и выставочной деятельности музея народного творчества Мария Захарова. По ее словам, изделия из глины в селе Абашево начали изготавливать примерно в середине 18 века.

«Село относилось к числу владельческих, то есть оно принадлежало помещику. Но поскольку Абашево находилось в той части Пензенской губернии, где земли не очень плодородные, то возникала определенная проблема – нужно было прокормить семью и при этом иметь возможность заплатить оброк помещику.

Именно в таких условиях, как правило, и возникали различные народные промыслы. Где был лес, это могла быть резьба по дереву. А в случае в Абашево людям пришла на помощь сама природа. Близ села обнаружили мощные, до сих пор отнюдь не исчерпанные, запасы глины, пригодной для лепки и обжига. С середины 18 века абашевские крестьяне начали делать на продажу посуду и глиняную игрушку-свистульку. Правда, некоторые ученые считают, что изначально была только посуда, а к концу 18 века начали лепить еще и свистульки», — рассказала Мария Захарова.

Формы были примерно одинаковые, они диктовались крестьянским бытом. Посуду делали прочную и красивую, она пользовалась большим спросом. К тому же, абашевские мастера покрывали ее глазурью, благодаря которой сосуды лучше держали жидкость. Самой простой была посыпная глазурь с использованием свинца и кварцита: дегтем обмазывали предмет перед обжигом и посыпали свинцовой стружкой. Такую посуду вывозили на ярмарки далеко за пределы Пензенского края — в Москву, Нижний Новгород, Оренбург. Случалось, что купцы перекупали посуду и везли дальше, абашевские изделия попадали даже в Сибирь.

В конце 18 века появляется промысел изготовления глиняных игрушек. Тут ученые расходятся во мнениях: одни говорят, что их делали из уже подготовленной для лепки глины, которая оставалась после изготовления посуды, а другие — что их изготавливали отдельно. В селе появились семьи гончаров-игрушечников, или дудошников, как их называли в самом Абашево, от слова «дудки».

«Одной из таких династий были Зоткины. Здесь представлены изделия Тимофея Никитича, самого известного и талантливого абашевского керамиста 20 века. Он занимался не только игрушками, но и посудой. Декоративные скульптуры, вазы – тоже его работы. Также у нас широко представлены работы его учеников», — отметила сотрудница музея.

Отличительные черты абашевских игрушек

У абашевской игрушки – очень характерный облик, его ни с чем не спутаешь: вытянутое туловище, длинная шея, маленькая аккуратная голова с ушками или рожками, короткие ножки. Считается, что их делали такими маленькими, чтобы игрушка не пострадала при транспортировке. И обязательно у каждой фигурки должен присутствовать хвостик-свисток. Даже если мастер лепил фигуру барышни, он давал ей в руки птичку-свистульку.

Характерна и абашевская роспись. В старину игрушки либо оставляли не раскрашенными вовсе, либо покрывали глазурью, как и посуду. С конца 19 века начали использовать масляные краски красного, зеленого или синего цветов. Фигурку делали однотонной, только у барынь верхняя и нижняя части наряда отличались. Отдельные детали подкрашивали бронзовой краской, имитируя позолоту.

Абашевские образы

«Образный ряд абашевских игрушек – это, в основном, животные, люди представлены образами кавалеристов или барышень. В 19 веке делали иногда отдельно стоящих генералов, абашевский мужичок – это всегда именно военный человек. У всадников на коне есть характерные детали мундира, которые позволяют отнести появление образа к началу 19 века, конкретно – к войне 1812 года. Это кивер, эполеты. Существует подтверждение, что жители села Абашево и ближайших сел, как и многие другие русские крестьяне, действительно служили в войсках, воевали с Наполеоном. В том числе, упоминаются и те, кто служил в кавалерии», — рассказала Мария Захарова.

Этот крохотный, не раскрашенный барашек – один из самых ценных экспонатов музея. Ему больше 100 лет. Фигурку в своем огороде нашел один из жителей Абашево и привез в музей.

«Это самая старая игрушка в этом зале и, может быть, во всем нашем музее. По словам нашедшего, у него прадед занимался гончарством. Видимо, этот барашек потерялся и пролежал в земле все эти годы. Если сравнить его с бараном работы Тимофея Никитича Зоткина, то очень легко увидеть, что образ и его формы очень мало изменились. Разница – в цвете и размере», — отметила музейный работник.

Это всадник на трехглавом коне, или тройка, как его еще называют. Слегка фантастический образ, он встречается в игрушках с начала 20 века. Это работа одного из учеников Тимофея Зоткина – Василия Челышева, он жил в соседнем селе Спасского района.

Один из наиболее странных абашевских образов – олень. Потому что, в основном, изображали животных домашних: собак, коров, птиц, коз, баранов. Олень же немного выбивается из этого ряда.

Исследователи считают, что этот образ, характерный для многих регионов нашей страны, связан с древними, еще дохристианскими представлениями, согласно которым олень был животным, связанным с солнцем. В очень многих культурах – и земледельческих, и кочевых, существует образ оленя, несущего на своих рогах солнце. Абашевский олень, видимо, именно с этим связан. Кстати, в самом Абашево лепят оленей трех видов: с обычными рогами, рогами-«елочкой» и «солнцем».

Вот пример первого типа абашевского оленя.

Так выглядит олень с рогами-«солнцем». Правда, отмечает Мария Захарова, это немного другой промысел: ученики Зоткина на основе абашевской игрушки разработали свою палеологовскую, авторскую. Она более изящная, глазированная, нарядная. Но в ее основе лежит абашевская пластика.

В другом промысле глиняной игрушки оленя с рогами-«елочкой» не встретить — это традиционный знак абашевских гончаров. Ель, по мнению ученых, связана с древом жизни.

Тип этой фигурки – городовой. Это интересная форма игрушки, которая связана с не очень веселыми реалиями дореволюционной жизни. Городовой был одним из низших полицейских чинов в дореволюционной России, он следил за порядком в городе.

«Для крестьянина, который приезжал в город на ярмарку или по каким-то своим делам, городовой был одним из главных врагов. Он мог затребовать любую взятку, оскорбить, ударить, и с этим ничего нельзя было сделать. Даже после отмены крепостного права люди были в этом плане абсолютно бесправны. И они нашли своеобразное оружие защиты от этого притеснения – народный юмор. Про городовых сочиняли очень злые и скабрезные сказки, частушки. В Абашево неприязнь к городовым воплотилась в образе, который сочетает тело быка, барана или козла – животных, не отличающихся умом и сообразительностью, и лицо полицейского. Он сытый, в мундире и фуражке, с пистолетом, улыбается, потому что взятку свою уже получил – в одной руке петушок, в другой барашек», — пояснила специалист по экспозиционной и выставочной деятельности музея.

Есть такая разновидность этого образа, как коронованный баран – аллюзия одного из мастеров династии Зоткиных. Собиратель народной игрушки Геннадий Блинов приводит ее в своей книге «Чудо-кони, чудо-птицы» (6+). Там — такой же городовой с бараньими рогами и в короне, но куда более четкая проработка лица, мундира, которая выдает сходство с портретом императора Александра III. На фото ниже — более грубое повторение образа.

Образ собаки со щенком появился в начале 20 века, автор его – мастер Ларион Зоткин. Сам он его называл «замечательные собаки». Трогательные фигурки – щенок, обнимающий маму за шею, — очень полюбились покупателям, поэтому другие мастера тоже начали их лепить. Образ закрепился в промысле, стал одним из наиболее узнаваемых. Мастера заявляют, что это символ материнства.

В наше время, когда в образную систему абашевской игрушки включили кошку, появился аналог – кошка с котенком.

Севец, или сеятель изначально присутствовал как отдельно стоящая фигура мужчины с корзинкой, а у мастеров Соловьевых превратился в кентавра. Это не просто севец, а Полкан – образ, известный по каргопольской игрушке, получеловек-полуконь.

«Откуда он взялся, не очень хорошо известно. Не исключено, что он пришел к нам из Византии, своего рода обрусевший греческий кентавр. Некоторые исследователи считают, что это какое-то славянское божество, связанное с культом плодородия. Этот образ очень интересно совмещается с реалиями, которые имели место во второй половине 17 века, когда только строилась Пенза и наши предки, первопоселенцы, должны были быть и воинами, и хлебопашцами. Поэтому Полкан, который изначально в русской и устной, и лубочной традиции был воином, превратился в земледельца», — рассказала Мария Захарова.

Лепим абашевскую игрушку из глины

Мастер-класс по созданию абашевского быка для ИА «Пенза-Пресс» провела сотрудница музея Ольга Петрова.

Нам понадобятся:

— палочка из дерева;

— стека (чтобы делать свистульку);

— глина;

— губка (для смачивания пальцев и глины).

1. Сначала подготавливаем глину – ее нужно обязательно помять, прогреть. Дальше скатываем шарик.

2. Превращаем его в колбаску. Берем обычную палку , вставляем, делая полость для свистульки.

3. Поднимаем с одной стороны, затем загибаем — делаем голову.

4. Берем еще кусочек, приглаживаем к туловищу там, где глины не хватает.

5. Стекой делаем отверстия для передних ног. Скатываем шарик из глины, прикрепляем к одному из отверстий и приглаживаем. Если необходимо, добавляем еще кусочек глины на «шов». Аналогично – со второй ногой. Нужно стараться, чтобы они получились максимально симметричными и устойчивыми, чтобы игрушка не «плясала».

6. Выкручиваем (не просто вынимаем) деревянную палочку, закругляем заднюю часть туловища, закрываем. Нужно, чтобы остался небольшой хвостик, где потом будет свистулька.

7. Делаем отверстия для задних ног , лепим их по аналогии с передними.

8. Приплюскиваем морду пальцами , делаем отверстия для рогов с обеих сторон.

9. Скатываем шарики, вытягиваем. Немного смачиваем, присоединяем к голове, приглаживаем каждый рог. Стараемся добиться симметричности.

10. Делаем ушки или сережки – так же скатываем шарик, прикрепляем под рогом.

11. Форма готова. Теперь сделаем налепы на груди , которые потом красятся «золотом». Чтобы сделать «чешуйку», скатываем небольшой шарик и приглаживаем. Украшаем так, как хотим. В середине можно сделать шарик, и получается законченный орнамент.

12. Нам нужно, чтобы наша игрушка «смотрела». Делаем глаза, рот и нос стекой.

13. Последней делаем свистульку, приступаем к работе примерно через полчаса-час после того, как закончим с самой фигуркой. На хвостике стекой находим угол, делаем два отверстия. И по бокам.

14. Пробуем посвистеть. Если игрушка слеплена правильно, то на ней даже можно исполнять мелодии, что продемонстрировала мастер.

15. Игрушка готова. В течение 5-7 дней она должна высохнуть, потом мы обжигаем ее. В идеале — в специальной печи при температуре 900 градусов 6-8 часов. Дома можно только подсушить – в духовке при температуре 300 градусов час-два. Покрасить ее можно даже без обжига, просто игрушка будет менее прочной.

Брошь-кит из полимерной глины — мастер-класс

Весь процесс у мастера Ольги Петровой занял около 20 минут, хотя она призналась, что в среднем на создание одной игрушки времени уходит больше – это если подходить к делу с чувством перфекционизма. Весь процесс лепки мы запечатлели на видео, снятое в технике TimeLapse:

Редакция информагентства благодарит коллектив музея народного творчества за познавательную беседу об истории абашевской игрушки, интересный мастер-класс и поздравляет с 80-летием региона!

Мастер-класс Делаем брошь-значок из бронзовой глины