Мастер-класс Делаем колье «Одуванчики». Часть вторая, заключительная

Делаем колье «Одуванчики». Часть вторая, заключительная

Когда-то, в далеком деревенском детстве, я пытался научится делать венки из одуванчиков и у меня ничего не вышло. Из этого я делаю два вывода. Первый — лучше бы в детстве я на стройках кирпичами кидался, имел бы сейчас востребованную строительную специальность. Второй — плести венки из одуванчиков гораздо сложнее, чем то же самое делать из металла, ведь тут у меня все получилось. Колье готово! Я спешу вам показать заключительную часть работы, надеюсь всем будет интересно, а многим и полезно.

Вряд ли можно рассматривать мой рассказ как пошаговый мастер-класс — то что я здесь показываю могут повторить очень немногие и эти немногие сами могут много что показать и рассказать. Но под каждой фотографией я стараюсь максимально четко описать ход моих действий и самое главное — ход моих мыслей, логику происходящего. Т.е. для тех, кто начинает заниматься ювелирным делом, я бы хотел дать, как говориться, не рыбу, но удочку. Имеющий уши, да услышит.

Финальная часть работы над колье «Одуванчики».

Литье прибыло. Все отлично, но проявились две мои существенные ошибки. Первая — система, которую я придумал для гибкой части колье оказалась очень грубой и неподходящей, придется думать что-то еще. Что ж, 1000 рублей расходов и лишний день работы не самая дорогая цена за опыт и проверку идеи. Вторая — вес. Цветоложи получились очень тяжелыми, нужно облегчать.

Листья вышли очень длинными и не влезли в опоку, пришлось разрезать на части. Ничего страшного, когда сделаю шов будет невозможно найти.

Вес этих двух элементов больше 100 грамм, нужно облегчать по максимуму, буду дырявить всю конструкцию, убирать толщины где можно. Ясно что колье это не серьги, шея выдержит и пару килограмм, но важно распределение этого веса и его восприятие — килограмм пуха и килограмм металла это два разных килограмма. С этими элементами я промахнулся. Что ж, ошибки всегда возможны. Но как оказалось, все к лучшему, после облегчения формы и добавления снизу ажура, визуально элементы стали более эффектными.

Сбор частей головки одуванчика. Литье тяжелых деталей сложной формы дает непредсказуемую усадку, это нужно учитывать всегда и всегда оставлять лишнее «мясо» для подгонки.

Соединил половины листьев и пропаял, теперь восстанавливаю фактуру. То что сделано руками в воске, можно сделать и на металле, хотя, конечно, гораздо сложнее и дольше. После восстановления фактуры, шов невозможно найти.

Укрупняю детали. Общий вес конструкции растет и паять становится все труднее, тем более, все конструктивные элементы нужно паять тугоплавким припоем, чтобы в дальнейшем избежать неприятный инцидентов, вроде рассыпавшейся на несколько частей почти готовой работы.

Полуфабрикат колье. Осталось только все красиво соединить между собой. Проще простого!

Поиск формы и сборка на металлическом бюсте. Довольно удобная штука, особенно когда под рукой нет живого тела. Но живое тело почему-то иногда боится киянок, часто бывает полезно постучать, чтобы придать нужную форму.

За общую композицию я пока спокоен, пришла пора взяться за дополнительные элементы. Согласно идее, на колье будут не только распушившиеся одуванчики, но и яркие желтые молодые цветки. Их я буду делать из золота на серебряном основании.

Всё множество соцветия одуванчика я решил делать вот из такого материала — прокатанной шинки разного размера. Молодые одуванчики, как я и говорил, будут из золота, но сначала, чтобы по возможности уберечься от ошибок (золота у меня в обрез) опробую идею на серебре. При всей лаконичности цветка, конструкция для меня неочевидна. У меня есть несколько идей как передать образ, но все они требуют проверки. Начну с самой, на мой взгляд, многообещающей.

Материал нарезаю на заготовки нужного мне размера и.

. спаиваю их попарно.

Далее получившиеся крестики проковываю в одну плоскость и повторно спаиваю. В детали получается уже восемь концов. И так несколько раз, пока не наберется нужная «махровость».

Получился вот такой одуванчик — легко узнаваемый, в меру стилизованный и, что очень важно, технологичный. Учту некоторые моменты и можно приступать к работе с золотом. А этот цветок я пущу на какую-нибудь другую работу, не пропадет.

Собираю золотой одуванчик. Спаять такую лохматую конструкцию чтобы не поплавить концы и чтобы не рассыпались прошлые места пайки очень сложно. Чтобы облегчить задачу до уровня «практически возможно» прибегаю к пайке на общей оси — в центре ярусов сверлю отверстие и надеваю детали на золотую проволоку, по типу пирамидки и пропаиваю уже ось. Зачем это нужно? При нагреве самая высокая температура на тех частях изделия, где хуже всего теплообмен, т.е. на кончиках лепестков, а нужно пропаять середину. Получается, что когда середина соцветия прогреется до рабочей температуры припоя, концы уже сплавятся. А когда я паяю на оси, то я узким пламенем горелки прогреваю центр, держа под контролем температуру на переферии, а при пайке следующего яруса, предыдущие слои не сдвигаются и не рассыпаются.

Завершающий штрих — ставлю центральную группу тычинок, в которых по плану будут стоять желтые сапфиры.

Возвращаюсь к сборке колье. Сложность и объем работы над крупной вещью это не сумма работы над всеми частями эту вещь составляющих. Все гораздо веселее. У серебра самая большая теплопроводность из всех драгметаллов. Есть ювелиры которые просто не могут паять серебро из за этого, хотя с золотом справляются легко. Паяя серебро нужно прогревать всю массу изделия и локально поддерживать чуть более горячую точку на месте пайки, а это непросто, когда масса и площадь изделия большие. Нужны мощная горелка и навык, который приобретается долго и больно, у меня до сих пор часто руки в ожогах.

Основные элементы композиции на месте, осталось поставить второстепенные детали и два самых главных элемента, ради которых все и затевалось — две филигранные головки одуванчика.

Присоединяю филигранный бутон одуванчика ко всей композиции. Дополнительная сложность в очень разных массах деталей. Приходится работать широким, мощным факелом, чтобы прогреть большой вес металла, но при этом не поплавить тонкие перемычки. При работе с серебром, паять что-то массивное к чему-то очень легкому удовольствие из коллекции мазохиста. Но все получилось, в конце концов.

Я говорил ранее, что моя идея цепи для колье не сработала. Буду ее додумывать, а сейчас мне на помощь пришел мой любимый «кнут викингов» — беспроигрышный вариант почти для всех моих работ. Вязанная цепь из одного куска проволоки, а не из звеньев. У этой цепи два достоинства, которые делают ее практически универсальной для большинства моих украшений. Первое — сложная объемная структура, второе — рукодельность, при четком повторяющемся ритме, цепь не выглядит безликой «ctrl-c, ctrl-v».

После плетения нужного отрезка, протягиваю цепь через деревянные фильеры — выровнять и вытянуть. Во время плетения цепь выглядит как кривоватая палка, после протяжки в фильерах — как гибкий шнур или змея.

Припаиваю наконечники на концы цепи и готово. Хоть что-то в нынешней работе традиционное и деланное мной ранее.

Из за больших размеров колье, проблемы возникают на пустом месте. Вот, например — у меня нет посуды в которой бы я смог просто отбелить работу. Приходится опускать ее в кислоту по частям. Раздражающе долго получается.

Та же проблема и при полировке — из за размеров, колье не помещается в галтовке, ну никак! Полируются только крайние точки. Самая большая сложность из за этого, что внутри все приходится выполировывать чем только можно — нитками, зубочистками и т.п. Непредвиденной медитации на несколько часов. Оум.

Последние штрихи — закрепка сапфиров в цветок одуванчика. Все тычинки стоят отдельно друг от друга и соединяются только в центральной части, а при закрепке камней требуется серьезное усилие, чтобы загнуть металл и навалить его на камень.Этим усилием я просто согну и отломаю все тонкие элементы. Чтобы этого не произошло, я фиксирую свой цветок в специальной термопасте. При нагреве в горячей воде или феном она размягчается, а при комнатной температуре вновь становится жесткой и надежно фиксирует в себе все нежные детали. После закрепки я ее вновь нагрею и удалю.

Полировка на станке. Стараюсь не думать, что если колье вырвет, то вместе с переломанными пальцами, которые заживут, я получу трехсотграммовый кусок металла, годный только на переплавку. У меня два раза в жизни вырывало колье на полировальном станке. Один раз я смог спасти работу большим количеством дополнительного труда, во второй раз неделя работы ушла в переплавку — все тонкие элементы были перекручены и разорваны. Это я к тому, что при полировке, каким бы ни был этот процесс механическим и скучным, нужно в любую секунду быть в нем, здесь и сейчас. Любая посторонняя мысль может привести к печали. Но все, хвала Гефесту, обошлось.

Вот и все. Осталось отмыть колье и самому вымыться.

Цветы из ткани своими руками. Мастер класс»Душистый горошек» 1 часть.

Мне кажется, весна 20-го года запомнится всем нам надолго, хоть мы еще не осознаем, да и не знаем всех последствий которые принес в нашу жизнь этот вирус.

Пусть изначальная идея колье у меня была еще несколько лет назад, та атмосфера, в которой, во многом, делалась работа, не могла не повлиять на весь процесс. Если подумать, что это за атмосфера, то лично для меня — одиночество, а еще алертность, а еще уверенность в том, что там где увянет садовая роза, сорняк всегда прорвется, а что такое одуванчик по сути — неискоренимый сорняк. Хотя розу жалко.

Колье «Весна 2022», а я говорил, что название «Одуванчики» рабочее :)

Работа закончена. Я благодарен всем, кто наблюдал за моим рассказом и делился своими эмоциями со мной и с другими зрителями. Живой отклик людей очень важен для будущих работ, он восстанавливает энергию и дает желание двигаться дальше. Ведь дальше все интереснее и интереснее. Здоровья вам, друзья и жизнелюбия!

Колье «Элли»: процесс создания. Часть вторая

Заключительная часть работы над колье. Предыдущую часть можно посмотреть здесь >> Начинаю работать над филигранными лепестками. Этап сложный, долгий, но интересный — начинают проявляться контуры будущего изделия.

28. Подготовительные операции занимают громадную часть процесса, впрочем, как и в любом деле. Можно, конечно, на них и сэкономить время, но это подход дилетантский и ведет только к переделке всего уже сделанного. Отработанно не единожды собственноручно. Это как походная мудрость — самый короткий маршрут по тропе. Несколько дней делаю шарики и прочую мелочь из которой потом и будет собираться большое колье.

29. Тем временем, литье готово. Отлично!

30. Соединяю литые детали сердцевины цветка с корнерами.

31. . и с нижним рядом лепестков.

32. Ну вот, как-то так.

33. Начинается работа над рядом филигранных листьев.

34. Выпиливаю внешний контур.

35. После зачистки и правки начинаю набирать скань.

36. Лепестки будут заполняться вот такой сеткой, традиционной для меня — шикарная фактура от такого способа получается. Ну и лучше меня ее никто не делает, ее вообще никто не делает нормально. По крайней мере, я не встречал.

37. Филигранные листья собраны. На один лист уходит, примерно, один рабочий восьмичасовой день. Как хорошо, что я никогда не работаю по восемь часов. До сих пор бы собирал.

38. Начинаю придавать лепесткам форму. Нежно.

ПУШИСТИКИ,ОДУВАНЧИКИ ИЗ ИЗОЛОНА СВОИМИ РУКАМИ.ВИДЕО МАСТЕР КЛАСС.

39. . и не очень нежно. Ничего, крепче будут.

40. Обычно корнеры напаиваются почти в конце работы, но в данном случае их лучше ставить сразу. Во-первых дальше мне придется прогревать гораздо большую массу, а во-вторых сетка очень тонкая и ее элементарно перегреть, когда начну монтировать лепестки, а шарики, в какой-то мере, будут страховать от этого.

41. Монтирую бутоны. Все, основная работа сделана, дальше пошли мелочи и самое сложное — собрать все воедино.

42. Колье будет завершаться плетеным шнуром «vikinq knit».

43. Проковываю стебли и скругляю углы.

Колье из бисера. Мастер класс. Часть 1

44. Детали конструктора укрупняются :)

45. Вот он этот момент —как мне весь этот металлолом соединять? Если бы у меня не было памяти, что за последние лет 15 я решил все задачи с которыми сталкивался, то я бы наверное запаниковал. Вообще не знаю, что делать дальше, но завтра что-нибудь придумаю. Порисую под веками и придумаю, но завтра.

46. Придумал, кто б сомневался :) Многим ювелирам, в том числе мне самому, оборотная сторона изделия часто интересней лицевой. Как говорится — « Задняя часть изделия — это лицо ювелира». Оголяюсь :)

47. Паяю элементы композиции, которые одновременно будут и конструкцией.

48. Так. Соединил вроде. По телу лежит хорошо (бедная моя супруга). Остались сущие мелочи.

49. Завершаю колье вот такими элементами.

50. Замок. Простой, надежный и главное — самый подходящий по дизайну.

51. Ну и вишенка на торте — золотая пыльца.

52. Наводим окончательную красоту в спа-салоне, в ванне из кислоты. Готово, осталось закрепить камни и отполировать. Эти этапы я, к сожалению сфотографировать не смог — работа заканчивалась в ночь перед отъездом на выставку и фотографии последнее о чем я тогда переживал. И да —все золотые шарики на своем месте, не спешите обвинять меня в косорукости :)

53. После 14 часового рабочего дня ювелир выглядит примерно так: волосы дыбом, а в руках тремор.

54. Итог. Колье стало лучшим на VI конкурсе профессионального мастерства «Лучшее ювелирное украшение Сибири-2022» в Красноярске, в номинации «Современное ювелирное искусство» и принесло мне очередной диплом на стенку мастерской. Мелочь, а приятно.

Я благодарю всех читателей, надеюсь, было интересно и, может быть, для некоторых даже и полезно. Дьявол, разумеется, кроется в деталях, а заданный формат не позволяет адекватно объяснить, что из чего растет, но я лично знаю людей, которых мои повествования подтолкнули на какие-то мысли и эксперименты. Хотя я в этом не виноват, они сами:) Не так уж много у меня осталось в запасе сериалов о процессе создания украшений — один. Выложу его ближе к концу мая, а там есть и новые планы. Посмотрю, если получится, выложу прямо горячий процесс.

Делаем колье «Одуванчики». Часть вторая, заключительная

Когда-то, в далеком деревенском детстве, я пытался научится делать венки из одуванчиков и у меня ничего не вышло. Из этого я делаю два вывода. Первый — лучше бы в детстве я на стройках кирпичами кидался, имел бы сейчас востребованную строительную специальность. Второй — плести венки из одуванчиков гораздо сложнее, чем то же самое делать из металла, ведь тут у меня все получилось. Колье готово! Я спешу вам показать заключительную часть работы, надеюсь всем будет интересно, а многим и полезно.

Вряд ли можно рассматривать мой рассказ как пошаговый мастер-класс — то что я здесь показываю могут повторить очень немногие и эти немногие сами могут много что показать и рассказать. Но под каждой фотографией я стараюсь максимально четко описать ход моих действий и самое главное — ход моих мыслей, логику происходящего. Т.е. для тех, кто начинает заниматься ювелирным делом, я бы хотел дать, как говориться, не рыбу, но удочку. Имеющий уши, да услышит.

Финальная часть работы над колье «Одуванчики».

Литье прибыло. Все отлично, но проявились две мои существенные ошибки. Первая — система, которую я придумал для гибкой части колье оказалась очень грубой и неподходящей, придется думать что-то еще. Что ж, 1000 рублей расходов и лишний день работы не самая дорогая цена за опыт и проверку идеи. Вторая — вес. Цветоложи получились очень тяжелыми, нужно облегчать.

Листья вышли очень длинными и не влезли в опоку, пришлось разрезать на части. Ничего страшного, когда сделаю шов будет невозможно найти.

Вес этих двух элементов больше 100 грамм, нужно облегчать по максимуму, буду дырявить всю конструкцию, убирать толщины где можно. Ясно что колье это не серьги, шея выдержит и пару килограмм, но важно распределение этого веса и его восприятие — килограмм пуха и килограмм металла это два разных килограмма. С этими элементами я промахнулся. Что ж, ошибки всегда возможны. Но как оказалось, все к лучшему, после облегчения формы и добавления снизу ажура, визуально элементы стали более эффектными.

Сбор частей головки одуванчика. Литье тяжелых деталей сложной формы дает непредсказуемую усадку, это нужно учитывать всегда и всегда оставлять лишнее «мясо» для подгонки.

Соединил половины листьев и пропаял, теперь восстанавливаю фактуру. То что сделано руками в воске, можно сделать и на металле, хотя, конечно, гораздо сложнее и дольше. После восстановления фактуры, шов невозможно найти.

Укрупняю детали. Общий вес конструкции растет и паять становится все труднее, тем более, все конструктивные элементы нужно паять тугоплавким припоем, чтобы в дальнейшем избежать неприятный инцидентов, вроде рассыпавшейся на несколько частей почти готовой работы.

Полуфабрикат колье. Осталось только все красиво соединить между собой. Проще простого!

Поиск формы и сборка на металлическом бюсте. Довольно удобная штука, особенно когда под рукой нет живого тела. Но живое тело почему-то иногда боится киянок, часто бывает полезно постучать, чтобы придать нужную форму.

За общую композицию я пока спокоен, пришла пора взяться за дополнительные элементы. Согласно идее, на колье будут не только распушившиеся одуванчики, но и яркие желтые молодые цветки. Их я буду делать из золота на серебряном основании.

Всё множество соцветия одуванчика я решил делать вот из такого материала — прокатанной шинки разного размера. Молодые одуванчики, как я и говорил, будут из золота, но сначала, чтобы по возможности уберечься от ошибок (золота у меня в обрез) опробую идею на серебре. При всей лаконичности цветка, конструкция для меня неочевидна. У меня есть несколько идей как передать образ, но все они требуют проверки. Начну с самой, на мой взгляд, многообещающей.

Материал нарезаю на заготовки нужного мне размера и.

. спаиваю их попарно.

Далее получившиеся крестики проковываю в одну плоскость и повторно спаиваю. В детали получается уже восемь концов. И так несколько раз, пока не наберется нужная «махровость».

Получился вот такой одуванчик — легко узнаваемый, в меру стилизованный и, что очень важно, технологичный. Учту некоторые моменты и можно приступать к работе с золотом. А этот цветок я пущу на какую-нибудь другую работу, не пропадет.

Собираю золотой одуванчик. Спаять такую лохматую конструкцию чтобы не поплавить концы и чтобы не рассыпались прошлые места пайки очень сложно. Чтобы облегчить задачу до уровня «практически возможно» прибегаю к пайке на общей оси — в центре ярусов сверлю отверстие и надеваю детали на золотую проволоку, по типу пирамидки и пропаиваю уже ось. Зачем это нужно? При нагреве самая высокая температура на тех частях изделия, где хуже всего теплообмен, т.е. на кончиках лепестков, а нужно пропаять середину. Получается, что когда середина соцветия прогреется до рабочей температуры припоя, концы уже сплавятся. А когда я паяю на оси, то я узким пламенем горелки прогреваю центр, держа под контролем температуру на переферии, а при пайке следующего яруса, предыдущие слои не сдвигаются и не рассыпаются.

Завершающий штрих — ставлю центральную группу тычинок, в которых по плану будут стоять желтые сапфиры.

Возвращаюсь к сборке колье. Сложность и объем работы над крупной вещью это не сумма работы над всеми частями эту вещь составляющих. Все гораздо веселее. У серебра самая большая теплопроводность из всех драгметаллов. Есть ювелиры которые просто не могут паять серебро из за этого, хотя с золотом справляются легко. Паяя серебро нужно прогревать всю массу изделия и локально поддерживать чуть более горячую точку на месте пайки, а это непросто, когда масса и площадь изделия большие. Нужны мощная горелка и навык, который приобретается долго и больно, у меня до сих пор часто руки в ожогах.

Основные элементы композиции на месте, осталось поставить второстепенные детали и два самых главных элемента, ради которых все и затевалось — две филигранные головки одуванчика.

Присоединяю филигранный бутон одуванчика ко всей композиции. Дополнительная сложность в очень разных массах деталей. Приходится работать широким, мощным факелом, чтобы прогреть большой вес металла, но при этом не поплавить тонкие перемычки. При работе с серебром, паять что-то массивное к чему-то очень легкому удовольствие из коллекции мазохиста. Но все получилось, в конце концов.

Я говорил ранее, что моя идея цепи для колье не сработала. Буду ее додумывать, а сейчас мне на помощь пришел мой любимый «кнут викингов» — беспроигрышный вариант почти для всех моих работ. Вязанная цепь из одного куска проволоки, а не из звеньев. У этой цепи два достоинства, которые делают ее практически универсальной для большинства моих украшений. Первое — сложная объемная структура, второе — рукодельность, при четком повторяющемся ритме, цепь не выглядит безликой «ctrl-c, ctrl-v».

После плетения нужного отрезка, протягиваю цепь через деревянные фильеры — выровнять и вытянуть. Во время плетения цепь выглядит как кривоватая палка, после протяжки в фильерах — как гибкий шнур или змея.

Припаиваю наконечники на концы цепи и готово. Хоть что-то в нынешней работе традиционное и деланное мной ранее.

Из за больших размеров колье, проблемы возникают на пустом месте. Вот, например — у меня нет посуды в которой бы я смог просто отбелить работу. Приходится опускать ее в кислоту по частям. Раздражающе долго получается.

Та же проблема и при полировке — из за размеров, колье не помещается в галтовке, ну никак! Полируются только крайние точки. Самая большая сложность из за этого, что внутри все приходится выполировывать чем только можно — нитками, зубочистками и т.п. Непредвиденной медитации на несколько часов. Оум.

Последние штрихи — закрепка сапфиров в цветок одуванчика. Все тычинки стоят отдельно друг от друга и соединяются только в центральной части, а при закрепке камней требуется серьезное усилие, чтобы загнуть металл и навалить его на камень.Этим усилием я просто согну и отломаю все тонкие элементы. Чтобы этого не произошло, я фиксирую свой цветок в специальной термопасте. При нагреве в горячей воде или феном она размягчается, а при комнатной температуре вновь становится жесткой и надежно фиксирует в себе все нежные детали. После закрепки я ее вновь нагрею и удалю.

Полировка на станке. Стараюсь не думать, что если колье вырвет, то вместе с переломанными пальцами, которые заживут, я получу трехсотграммовый кусок металла, годный только на переплавку. У меня два раза в жизни вырывало колье на полировальном станке. Один раз я смог спасти работу большим количеством дополнительного труда, во второй раз неделя работы ушла в переплавку — все тонкие элементы были перекручены и разорваны. Это я к тому, что при полировке, каким бы ни был этот процесс механическим и скучным, нужно в любую секунду быть в нем, здесь и сейчас. Любая посторонняя мысль может привести к печали. Но все, хвала Гефесту, обошлось.

Вот и все. Осталось отмыть колье и самому вымыться.

Мне кажется, весна 20-го года запомнится всем нам надолго, хоть мы еще не осознаем, да и не знаем всех последствий которые принес в нашу жизнь этот вирус.

Пусть изначальная идея колье у меня была еще несколько лет назад, та атмосфера, в которой, во многом, делалась работа, не могла не повлиять на весь процесс. Если подумать, что это за атмосфера, то лично для меня — одиночество, а еще алертность, а еще уверенность в том, что там где увянет садовая роза, сорняк всегда прорвется, а что такое одуванчик по сути — неискоренимый сорняк. Хотя розу жалко.

Колье «Весна 2022», а я говорил, что название «Одуванчики» рабочее :)

Работа закончена. Я благодарен всем, кто наблюдал за моим рассказом и делился своими эмоциями со мной и с другими зрителями. Живой отклик людей очень важен для будущих работ, он восстанавливает энергию и дает желание двигаться дальше. Ведь дальше все интереснее и интереснее. Здоровья вам, друзья и жизнелюбия!

Колье «Элли»: процесс создания. Часть вторая

Заключительная часть работы над колье. Предыдущую часть можно посмотреть здесь >> Начинаю работать над филигранными лепестками. Этап сложный, долгий, но интересный — начинают проявляться контуры будущего изделия.

28. Подготовительные операции занимают громадную часть процесса, впрочем, как и в любом деле. Можно, конечно, на них и сэкономить время, но это подход дилетантский и ведет только к переделке всего уже сделанного. Отработанно не единожды собственноручно. Это как походная мудрость — самый короткий маршрут по тропе. Несколько дней делаю шарики и прочую мелочь из которой потом и будет собираться большое колье.

29. Тем временем, литье готово. Отлично!

30. Соединяю литые детали сердцевины цветка с корнерами.

31. . и с нижним рядом лепестков.

32. Ну вот, как-то так.

33. Начинается работа над рядом филигранных листьев.

34. Выпиливаю внешний контур.

35. После зачистки и правки начинаю набирать скань.

36. Лепестки будут заполняться вот такой сеткой, традиционной для меня — шикарная фактура от такого способа получается. Ну и лучше меня ее никто не делает, ее вообще никто не делает нормально. По крайней мере, я не встречал.

37. Филигранные листья собраны. На один лист уходит, примерно, один рабочий восьмичасовой день. Как хорошо, что я никогда не работаю по восемь часов. До сих пор бы собирал.

38. Начинаю придавать лепесткам форму. Нежно.

39. . и не очень нежно. Ничего, крепче будут.

40. Обычно корнеры напаиваются почти в конце работы, но в данном случае их лучше ставить сразу. Во-первых дальше мне придется прогревать гораздо большую массу, а во-вторых сетка очень тонкая и ее элементарно перегреть, когда начну монтировать лепестки, а шарики, в какой-то мере, будут страховать от этого.

41. Монтирую бутоны. Все, основная работа сделана, дальше пошли мелочи и самое сложное — собрать все воедино.

42. Колье будет завершаться плетеным шнуром «vikinq knit».

43. Проковываю стебли и скругляю углы.

44. Детали конструктора укрупняются :)

45. Вот он этот момент —как мне весь этот металлолом соединять? Если бы у меня не было памяти, что за последние лет 15 я решил все задачи с которыми сталкивался, то я бы наверное запаниковал. Вообще не знаю, что делать дальше, но завтра что-нибудь придумаю. Порисую под веками и придумаю, но завтра.

46. Придумал, кто б сомневался :) Многим ювелирам, в том числе мне самому, оборотная сторона изделия часто интересней лицевой. Как говорится — « Задняя часть изделия — это лицо ювелира». Оголяюсь :)

47. Паяю элементы композиции, которые одновременно будут и конструкцией.

48. Так. Соединил вроде. По телу лежит хорошо (бедная моя супруга). Остались сущие мелочи.

49. Завершаю колье вот такими элементами.

50. Замок. Простой, надежный и главное — самый подходящий по дизайну.

51. Ну и вишенка на торте — золотая пыльца.

52. Наводим окончательную красоту в спа-салоне, в ванне из кислоты. Готово, осталось закрепить камни и отполировать. Эти этапы я, к сожалению сфотографировать не смог — работа заканчивалась в ночь перед отъездом на выставку и фотографии последнее о чем я тогда переживал. И да —все золотые шарики на своем месте, не спешите обвинять меня в косорукости :)

53. После 14 часового рабочего дня ювелир выглядит примерно так: волосы дыбом, а в руках тремор.

54. Итог. Колье стало лучшим на VI конкурсе профессионального мастерства «Лучшее ювелирное украшение Сибири-2022» в Красноярске, в номинации «Современное ювелирное искусство» и принесло мне очередной диплом на стенку мастерской. Мелочь, а приятно.

Я благодарю всех читателей, надеюсь, было интересно и, может быть, для некоторых даже и полезно. Дьявол, разумеется, кроется в деталях, а заданный формат не позволяет адекватно объяснить, что из чего растет, но я лично знаю людей, которых мои повествования подтолкнули на какие-то мысли и эксперименты. Хотя я в этом не виноват, они сами:) Не так уж много у меня осталось в запасе сериалов о процессе создания украшений — один. Выложу его ближе к концу мая, а там есть и новые планы. Посмотрю, если получится, выложу прямо горячий процесс.

Делаем колье «Одуванчики». Часть вторая, заключительная

Когда-то, в далеком деревенском детстве, я пытался научится делать венки из одуванчиков и у меня ничего не вышло. Из этого я делаю два вывода. Первый — лучше бы в детстве я на стройках кирпичами кидался, имел бы сейчас востребованную строительную специальность. Второй — плести венки из одуванчиков гораздо сложнее, чем то же самое делать из металла, ведь тут у меня все получилось. Колье готово! Я спешу вам показать заключительную часть работы, надеюсь всем будет интересно, а многим и полезно.

Вряд ли можно рассматривать мой рассказ как пошаговый мастер-класс — то что я здесь показываю могут повторить очень немногие и эти немногие сами могут много что показать и рассказать. Но под каждой фотографией я стараюсь максимально четко описать ход моих действий и самое главное — ход моих мыслей, логику происходящего. Т.е. для тех, кто начинает заниматься ювелирным делом, я бы хотел дать, как говориться, не рыбу, но удочку. Имеющий уши, да услышит.

Финальная часть работы над колье «Одуванчики».

Декоративный букет для интерьера . Мастер класс .Часть вторая.Татьяна Ясенева

Литье прибыло. Все отлично, но проявились две мои существенные ошибки. Первая — система, которую я придумал для гибкой части колье оказалась очень грубой и неподходящей, придется думать что-то еще. Что ж, 1000 рублей расходов и лишний день работы не самая дорогая цена за опыт и проверку идеи. Вторая — вес. Цветоложи получились очень тяжелыми, нужно облегчать.

Листья вышли очень длинными и не влезли в опоку, пришлось разрезать на части. Ничего страшного, когда сделаю шов будет невозможно найти.

Вес этих двух элементов больше 100 грамм, нужно облегчать по максимуму, буду дырявить всю конструкцию, убирать толщины где можно. Ясно что колье это не серьги, шея выдержит и пару килограмм, но важно распределение этого веса и его восприятие — килограмм пуха и килограмм металла это два разных килограмма. С этими элементами я промахнулся. Что ж, ошибки всегда возможны. Но как оказалось, все к лучшему, после облегчения формы и добавления снизу ажура, визуально элементы стали более эффектными.

Сбор частей головки одуванчика. Литье тяжелых деталей сложной формы дает непредсказуемую усадку, это нужно учитывать всегда и всегда оставлять лишнее «мясо» для подгонки.

Соединил половины листьев и пропаял, теперь восстанавливаю фактуру. То что сделано руками в воске, можно сделать и на металле, хотя, конечно, гораздо сложнее и дольше. После восстановления фактуры, шов невозможно найти.

Укрупняю детали. Общий вес конструкции растет и паять становится все труднее, тем более, все конструктивные элементы нужно паять тугоплавким припоем, чтобы в дальнейшем избежать неприятный инцидентов, вроде рассыпавшейся на несколько частей почти готовой работы.

Полуфабрикат колье. Осталось только все красиво соединить между собой. Проще простого!

Поиск формы и сборка на металлическом бюсте. Довольно удобная штука, особенно когда под рукой нет живого тела. Но живое тело почему-то иногда боится киянок, часто бывает полезно постучать, чтобы придать нужную форму.

Видео урок «Одуванчик». Холодный фарфор

За общую композицию я пока спокоен, пришла пора взяться за дополнительные элементы. Согласно идее, на колье будут не только распушившиеся одуванчики, но и яркие желтые молодые цветки. Их я буду делать из золота на серебряном основании.

Всё множество соцветия одуванчика я решил делать вот из такого материала — прокатанной шинки разного размера. Молодые одуванчики, как я и говорил, будут из золота, но сначала, чтобы по возможности уберечься от ошибок (золота у меня в обрез) опробую идею на серебре. При всей лаконичности цветка, конструкция для меня неочевидна. У меня есть несколько идей как передать образ, но все они требуют проверки. Начну с самой, на мой взгляд, многообещающей.

Материал нарезаю на заготовки нужного мне размера и.

. спаиваю их попарно.

Далее получившиеся крестики проковываю в одну плоскость и повторно спаиваю. В детали получается уже восемь концов. И так несколько раз, пока не наберется нужная «махровость».

Получился вот такой одуванчик — легко узнаваемый, в меру стилизованный и, что очень важно, технологичный. Учту некоторые моменты и можно приступать к работе с золотом. А этот цветок я пущу на какую-нибудь другую работу, не пропадет.

Собираю золотой одуванчик. Спаять такую лохматую конструкцию чтобы не поплавить концы и чтобы не рассыпались прошлые места пайки очень сложно. Чтобы облегчить задачу до уровня «практически возможно» прибегаю к пайке на общей оси — в центре ярусов сверлю отверстие и надеваю детали на золотую проволоку, по типу пирамидки и пропаиваю уже ось. Зачем это нужно? При нагреве самая высокая температура на тех частях изделия, где хуже всего теплообмен, т.е. на кончиках лепестков, а нужно пропаять середину. Получается, что когда середина соцветия прогреется до рабочей температуры припоя, концы уже сплавятся. А когда я паяю на оси, то я узким пламенем горелки прогреваю центр, держа под контролем температуру на переферии, а при пайке следующего яруса, предыдущие слои не сдвигаются и не рассыпаются.

Завершающий штрих — ставлю центральную группу тычинок, в которых по плану будут стоять желтые сапфиры.

Возвращаюсь к сборке колье. Сложность и объем работы над крупной вещью это не сумма работы над всеми частями эту вещь составляющих. Все гораздо веселее. У серебра самая большая теплопроводность из всех драгметаллов. Есть ювелиры которые просто не могут паять серебро из за этого, хотя с золотом справляются легко. Паяя серебро нужно прогревать всю массу изделия и локально поддерживать чуть более горячую точку на месте пайки, а это непросто, когда масса и площадь изделия большие. Нужны мощная горелка и навык, который приобретается долго и больно, у меня до сих пор часто руки в ожогах.

Основные элементы композиции на месте, осталось поставить второстепенные детали и два самых главных элемента, ради которых все и затевалось — две филигранные головки одуванчика.

Присоединяю филигранный бутон одуванчика ко всей композиции. Дополнительная сложность в очень разных массах деталей. Приходится работать широким, мощным факелом, чтобы прогреть большой вес металла, но при этом не поплавить тонкие перемычки. При работе с серебром, паять что-то массивное к чему-то очень легкому удовольствие из коллекции мазохиста. Но все получилось, в конце концов.

Я говорил ранее, что моя идея цепи для колье не сработала. Буду ее додумывать, а сейчас мне на помощь пришел мой любимый «кнут викингов» — беспроигрышный вариант почти для всех моих работ. Вязанная цепь из одного куска проволоки, а не из звеньев. У этой цепи два достоинства, которые делают ее практически универсальной для большинства моих украшений. Первое — сложная объемная структура, второе — рукодельность, при четком повторяющемся ритме, цепь не выглядит безликой «ctrl-c, ctrl-v».

После плетения нужного отрезка, протягиваю цепь через деревянные фильеры — выровнять и вытянуть. Во время плетения цепь выглядит как кривоватая палка, после протяжки в фильерах — как гибкий шнур или змея.

Одуванчик своими руками 2 часть, сборка. МК. Цветы из фоамирана. Dandelion. Flowers from foam DIY

Припаиваю наконечники на концы цепи и готово. Хоть что-то в нынешней работе традиционное и деланное мной ранее.

Из за больших размеров колье, проблемы возникают на пустом месте. Вот, например — у меня нет посуды в которой бы я смог просто отбелить работу. Приходится опускать ее в кислоту по частям. Раздражающе долго получается.

Та же проблема и при полировке — из за размеров, колье не помещается в галтовке, ну никак! Полируются только крайние точки. Самая большая сложность из за этого, что внутри все приходится выполировывать чем только можно — нитками, зубочистками и т.п. Непредвиденной медитации на несколько часов. Оум.

Последние штрихи — закрепка сапфиров в цветок одуванчика. Все тычинки стоят отдельно друг от друга и соединяются только в центральной части, а при закрепке камней требуется серьезное усилие, чтобы загнуть металл и навалить его на камень.Этим усилием я просто согну и отломаю все тонкие элементы. Чтобы этого не произошло, я фиксирую свой цветок в специальной термопасте. При нагреве в горячей воде или феном она размягчается, а при комнатной температуре вновь становится жесткой и надежно фиксирует в себе все нежные детали. После закрепки я ее вновь нагрею и удалю.

Полировка на станке. Стараюсь не думать, что если колье вырвет, то вместе с переломанными пальцами, которые заживут, я получу трехсотграммовый кусок металла, годный только на переплавку. У меня два раза в жизни вырывало колье на полировальном станке. Один раз я смог спасти работу большим количеством дополнительного труда, во второй раз неделя работы ушла в переплавку — все тонкие элементы были перекручены и разорваны. Это я к тому, что при полировке, каким бы ни был этот процесс механическим и скучным, нужно в любую секунду быть в нем, здесь и сейчас. Любая посторонняя мысль может привести к печали. Но все, хвала Гефесту, обошлось.

Вот и все. Осталось отмыть колье и самому вымыться.

Мне кажется, весна 20-го года запомнится всем нам надолго, хоть мы еще не осознаем, да и не знаем всех последствий которые принес в нашу жизнь этот вирус.

Пусть изначальная идея колье у меня была еще несколько лет назад, та атмосфера, в которой, во многом, делалась работа, не могла не повлиять на весь процесс. Если подумать, что это за атмосфера, то лично для меня — одиночество, а еще алертность, а еще уверенность в том, что там где увянет садовая роза, сорняк всегда прорвется, а что такое одуванчик по сути — неискоренимый сорняк. Хотя розу жалко.

Колье «Весна 2022», а я говорил, что название «Одуванчики» рабочее :)

Работа закончена. Я благодарен всем, кто наблюдал за моим рассказом и делился своими эмоциями со мной и с другими зрителями. Живой отклик людей очень важен для будущих работ, он восстанавливает энергию и дает желание двигаться дальше. Ведь дальше все интереснее и интереснее. Здоровья вам, друзья и жизнелюбия!

24. ОДУВАНЧИК светильник. Часть 2

Мастер-класс Делаем колье «Одуванчики». Часть вторая, заключительная